Международный день светофора
Международный день светофора отмечается 5 августа в честь события, произошедшего в 1914 году. В этот день в американском городе Кливленде появился первый предшественник современных устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал.
Вообще, история создания светофоров начинается гораздо раньше. В середине XIX века британец Джей Найт изобрел первого двухцветного регулировщика, который работал по принципу семафора с ручным управлением. Его установили в Лондоне в 1868 году. Однако в результате технической неисправности аппарат стал причиной травмы полицейского, и его изъяли из обращения вплоть до разработки и установки нового запатентованного устройства.
Американец Лестер Вайр также внес свой вклад в эволюцию светофора. Он немногим ранее, чем Хог, создал аналогичный электрический прибор с двумя световыми сигналами, но без звука. К сожалению, он не получил патент на свое изобретение, и через два года Хог презентовал миру свое «музыкальное чудо».
Современные автоматические регулировщики бывают нескольких типов:
- автомобильные (трехсекционные – три традиционных цвета и двухсекционные – два цвета);
- светофоры со стрелочными секциями;
- реверсивные светофоры, когда цвет управляет движением на той полосе, над которой расположен;
- с мигающими сигналами (используются для обозначения опасных участков дорог – пересечение с ж/д или трамвайными путями);
- специализированные (речные, морские, трамвайные).
Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. Со временем устройства стали популярны в разных городах Америки и Европы.
Компактный автоматический регулировщик дорожного движения в городах – светофор – давно избавил человечество от необходимости постоянно дежурить на сложных перекрестках дорог и железнодорожных путях для управления движением автотранспорта. Это механизм, оснащенный функцией оптической сигнализации (и нередко со звуковым сопровождением разрешающего сигнала), который используется для автоматического регулирования всех участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов и любых транспортных средств). Его также используют в море и на железных дорогах. Ему посвящен всемирный праздник.
В России светофор появился в январе 1930 года — на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде. В декабре этого же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.Памятник светофору в НовосибирскеВ 2010 году в Перми открылся памятник этому устройству. Это событие было приурочено к Международному дню светофора. Памятники светофору есть также в Москве, Новосибирске, Пензе…
Светофор (от рус. свет и греч. φορός — «несущий») — это устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также людей на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения. Применяется светофор также и на железных дорогах, в судоходстве и мореходстве.
В России сегодняшний праздник активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь — детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.
Когда отмечают
Международный день светофора ежегодно отмечается 5 августа, в день установки первого работающего светофора. Россия поддерживает мировые традиции, и в 2010 году к этому празднику в Перми было приурочено открытие памятника данному механизму (кстати, аналогичные скульптуры есть в Пензе и Новосибирске).
Кто празднует
Международный день светофора в России – это возможность для сотрудников ГИБДД привлечь внимание общественности к проблеме безопасности движения. Вместе с добровольцами и активистами в 2021 году они организовывают проведение различных тематических семинаров, акций и конкурсных мероприятий.
Интересные факты
Долгое время в Японии разрешающим сигналом светофора был не зеленый, а синий. Однако, ряд исследований подтвердил, что человеческий глаз лучше реагирует именно на зеленый, и поэтому классический регулировщик движения потеснил японское ноу-хау.