Международный день грамотности: да будет свет!
Оглавление:
Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади
праздник 1 сентября, и ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.
История и традиции
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Мероприятие для классного часа
Наиболее часто в учебных заведениях выбирается такая форма мероприятия к Международному дню грамотности, как классный час. Правда, еще чаще он сводится к короткому монологу учителя о необходимости учиться. Но для того чтобы у учеников (особенно после 12—13 лет) действительно появилось желание стать грамотным человеком, нужна более интересная мотивация, нежели просто «лекция».
- Неумение изложить собственные мысли — удел неграмотного человека. Что было в России 100 лет назад? Тьма. Не только в вопросе электрификации, но и в грамотности. И вот после революции принято решение обучать неграмотное население. Уклоняющихся ожидала уголовная ответственность (демонстрация плакатов)! Однако долгие годы плоды обучения были скудными: хорошо, если человек умел читать по складам и писать свое имя. И сегодня многие понимают под грамотностью умение читать и писать. Но достаточно ли этого?
- Далее ребятам зачитываются смешные стилистические, речевые ошибки из сочинений, которые сразу же предлагается исправить. У учителей со стажем наверняка составлена целая коллекция. В крайнем случае подобные шедевры можно позаимствовать в интернете.
- Непонимание прочитанного и даже увиденного — безграмотному нужно разжевывать не только кашу. Хорошо посмеялись, но вряд ли вам будет смешно, если подобная цитата вашего авторства. Сможет ли человек полноценно жить, если не научиться создавать связные тексты, анализировать прочитанное? Кстати, и не только прочитанное, но и увиденное! Многие знакомы с таким понятием, как «авторское кино». Часто его еще именуют «лентой не для всех». Почему же так? Может быть, дело в том, что не каждый зритель способен осмыслить и понять увиденное на экране? Как правило, в нем нет героев, в уста которых вложена основная идея картины, зритель должен самостоятельно ее сформулировать. Попробуете? Тогда вашему вниманию фильм «F5» (короткометражка). Можно подобрать и любой другой небольшой видеофильм в зависимости от возрастной категории аудитории. После просмотра — обязательно обсуждение, но не на уровне понравилось / не понравилось, а с выявлением авторской позиции и главной идеей киноленты.
- Грамотным жить интересней! После просмотра и обсуждения фильма вы сами поняли, обладаете ли вы функциональной грамотностью. Не расстраивайтесь, если не все хорошо, как хотелось бы. Все в ваших руках: начать учиться никогда не поздно! Зато жизнь станет гораздо интереснее. Например, чего только стоит изучение живописи. Зная историю, биологию и другие науки, можно отыскать на картинах именитых художников неточности. Рискнете? Можно предложить ребятам работу И. Н. Крамского «Лунная ночь», где открыты кувшинки (хотя в ночное время они закрываются). А на картине В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» у всех солдат пристегнуты штыки, которые при опасном переходе, конечно, отстегивались.